Вместо памятника кинонаследства— скучная работа языком. Как Сокуров и Ко из гениев превращаются в обиженных псевдопатриотов?

В этом году ожидается обновленный Петербургский Международный Культурный форум. Возрождение во всем: руководство, участники и программа. Например, заявлены внук экс-президента Франции Шарля де Голля– Пьер де Голль, профессор исторического факультета Университета Уорвика (Великобритания) Рид Кристофер и многие другие.

Есть и то, что от Культурного форума, возможно к счастью для многих, отвалилось. В этом году не будет традиционного участника ПМКФ Александра Сокурова. Некогда отмеченный печатью гения, а после «Фауста» или «Русского ковчега» это сложно оспорить— сегодняшний Сокуров другой. Как оказалось, даже гений может соприкоснуться со злодейством, превратиться в посредственность и затем вовсе перестать дышать в киноискусстве. Речь идет о заявленном «последнем фильме» режиссера— «Сказка».

Фрагмент из фильма Александра Сокурова «Сказка»

Не так давно Сокуров удивился запрету выпуска своего «киношедевра» в прокат в России. Сокрушалась и вся его теперь уже не кинематографическая элита страны, а либерально- маргинальная братия. Запретить гению? Как так, ведь «Сказка» заявлена как его последний фильм! К слову, запретили его не только в России, но и в Европе. И причина вполне очевидна. Казалось бы, последний фильм должен быть событием. Как раньше у Сокурова. Где каждый кадр— неиссякаемое эстетическое удовольствие, а каждая фраза— глубже Бездны Челленджера. Но те времена, увы, прошли, а новый фильм будто еще больше отдаляет Сокурова от российского народа. Ощущение, словно опытный, убеленный сединой дедушка решил попотешиться над историей и ее самыми отрицательными чертами, над которыми не смеются. И своим запретом на прокат это отметили даже в Германии. 

Скучная и примитивная, пусть и с позолотой мастера, тема— мировые диктаторы. В его новой картине Сталин, Гитлер, Муссолини и Черчилль встречаются в аду. Но ад у Сокурова— это не воронка, как у Боттичелли, да и смысл никак у Данте. Сокуровским диктаторам иногда открываются дубовые двери рая, откуда на них с интересом смотрит глаз Божий, но не впускает внутрь. Где-то рядом лежит Иисус: у Сокурова он немощный и только стонет. Основная сокуровская идея— злорадство, смех над извращениями. Здесь он Вергилий. Например, смех над фашизмом. Вместо идеи отвращения к этой грязи, здесь словно ерничество над страшными вещами. «Для одного Бог— для другого надзиратель»,- шутливо повторяет сокуровский Сталин, а его Гитлер, вместо раскаяния о миллионах им убитых, перед божьими вратами постоянно сокрушается лишь о том, что не женился на племяннице Вагнера. Гитлер Сокурова будто и не предводитель массовых убийств, здесь он игнорирует свои преступления и выступает в роли такого шутливого массовика-затейника. Но разве фашизм, убийства, смерть можно игнорировать? Разве над этим можно смеяться? Что за лже-новаторство? Во времена СВО, когда российский зритель заждался фильмов о величии народа, о наших подвигах— он получает в ответ насмехательство, размазанное в «Сказке» с особым сладострастием, над тем, что пытаются искоренить наши бойцы сегодня. 

Мы живем в очень острое время, когда многие вещи, связанные с фашизмом, нацизмом, семитизмом воспринимаются очень и очень болезненно. И именно в это время жители России особенно ценят подлинные заслуги кинотворцов, а не культурное уродство. Гений Сокурова, похоже, действительно издох. Быть может, именно поэтому теперь Сокуров переквалифицировался в злобного многоглагольщика, раздающего направо и налево интервью о том, что «настоящий патриот- это диссидент», о тяжелейшем положении» российского кино и блокировке культуры в России. Но как уже показывает предстоящий культурный форум- это не так. Заявлены сотни крупнейших иностранных специалистов, открытие уникальных российских проектов, десятки круглых столов, где каждый может высказаться, в том числе и о новой киноленте «Сказка».

О какой блокировке тогда говорит Сокуров? Хотя наверное очень удобно под прикрытием красивого слова «патриотизм», одной рукой строчить грязные пасквили о запрете культуры, Чечне, диссидентах, защите антироссийских свобод, а другой перебирать свои медали, которые тебе и дала Россия? Из гения в политического двурушника— об этом ли мечтал Сокуров на закате кинокарьеры? 

Будто в унисон Сокурову, красивым извилистым слогом, как узор меандра, о патриотизме говорит и еще один «культурный» петербургский деятель— театральный критик Марина Дмитревская. Увидим ли мы ее на ПКМФ— неизвестно. Но по ее мнению, патриот может быть только в слезах и грусти. Конечно, зачем замечать успехи и культурный триумф страны, для Дмитревской— лучше поплакать о неудачах. Может слезы быстрее заметят и на Западе? Пожалеют и денежно отблагодарят. 

«Я всегда считала и считаю себя настоящим патриотом, и сегодняшние «совковые» разговоры о патриотизме меня коробят и возмущают. Пять поколений прекрасных предков, служивших России, юристов и врачей, ученых, филологов и географов (есть даже городской голова) научили меня, что настоящий патриот — это как у Некрасова: «Кто живет без печали и гнева — тот не любит Отчизны своей». Остальное — вранье. Все великие писатели и художники, режиссеры и композиторы (которых, в основном, российская власть гнобила, любя «патриотов» булгариных и кукольников), по большому счету, были патриотичны. От Радищева до Салтыкова-Щедрина, от Толстого до Платонова, от Шостаковича до Тарковского. Патриотизм — это Родину любить, а не власть», — гордо говорит театровед  Дмитревская.

Как известно, либеральных эстетов всегда тянуло к рассказам о патриотизме, вот только патриотизм их ненастоящий, а речи направлены как раз против него. Ожидается, на Культурном форуме тоже затронут эту тему патриотизма— только без слез и ерничества. Наоборот, как его воспитать?  Что поможет в новом многополярном мире гражданской консолидации нашего общества? Поможет ли нам в этом искусственный интеллект? Все это будут обсуждать делегаты из более чем 70 стран. Похоже, что Петербургский международный культурный форум этого года будет очень насыщенным и интересным, так что либералам- псевдо патриотам действительно ничего не остается, кроме как поплакать. Не секрет, что каждый «великий» деятель либеральной культуры виртуоз высмеивать, язвительно критиковать все видимое и невидимое, цитировать революционные лозунги классиков. Ведь иронизировать и глумиться так просто, правда? Особенно на заграничные гонорары. Намного сложнее предлагать решения, помогать обществу, объединять его, а не раскалывать, создавать тренды, ориентиры, ритмы и смыслы. Сближать вокруг одной большой идеи. Например, гуманности и соседства. На ехидстве, хорошем уровне сарказма, пусть и талантливо поданном, далеко не уедешь- здесь нужно иметь намного больше. Главное, конечно, это доброе сердце, которое у наших псевдопатриотов уже будто бы очерствело, сжалось и превратилось в злорадный камень.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *